пятница, 20 апреля 2012 г.

подготовительный материал к диагностической в 9 классах

 «Клеточный уровень организации живой природы»
Работа рассчитана на 45 минут.
Максимальное количество баллов-37 баллов:
Часть А: 20 баллов(за каждый правильно выполненный тест 1 балл)
Часть В: 12 баллов(за каждое правильно выполненное задание 3 балла)
Часть С: 5 баллов(за каждый правильно выполненный шаг 1 балл)
Система оценивания: 34-37 баллов-«5»
28-33 балла-«4»
20-27 баллов-«3»
Часть А: 1.Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой позвоночных животных?
1)клеточную мембрану; 2)ЭПС; 3)вакуоль; 4)рибосому.
2.Между терминами «клетка» и «митохондрия» существует определенная связь. Такая же связь существует между термином «растение» и одним из 4-ех терминов, приведенных ниже. Определите этот термин.
1)вакуоль; 2)корень; 3)фотосинтез; 4)минеральное питание.
3.Как называются организмы, которым для жизнедеятельности необходим свободный кислород?
1)автотрофы; 2)анаэробы; 3)гетеротрофы; 4)аэробы.
4.Пластический обмен в организме направлен  на:
1)биологическое окисление с освобождением энергии; 2)синтез веществ, специфичных для данного организма; 3)удаление из организма продуктов распада; 4)использование организмом генетической информации.
5.Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них:
1)хлоропластов; 2)плазматической мембраны; 3)оболочки из клетчатки; 4)вакуолей с клеточным соком.
6.Хроматиды- это: 1)части удвоенной хромосомы; 2)участки хромосомы, содержащие гены; 3)кольцевые молекулы ДНК; 4)весь хромосомный набор клетки.
7.Какой из приведенных факторов может свидетельствовать о единстве всего живого на Земле?
1)сходство химического состава живых и неживых тел природы; 2)сходство в строении между животными и человеком; 3)наличие ископаемых форм растений и животных; 4)универсальность генетического кода.
8.Как называется органоид, участвующий в сборке молекул белка?   1)митохондрия; 2)лизосома; 3)комплекс  Гольджи;  4)рибосома.
9.Какие клетки способны выполнять в организме фагоцитарную функцию?  1)нейроциты; 2)миоциты; 3)лейкоциты; 4)тромбоциты.
10.Аппарат Гольджи особенно хорошо развит в клетках:   1)эритроцитов; 2)кожного эпидермиса; 3)железистого эпителия; 4)поперечно - полосатых мышц.
11.Какая из клеточных структур  есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
1)клеточная мембрана; 2)вакуоль; 3)хлоропласт; 4)ядро
12.Какое вещество является полимером?  
1)АТФ; 2)глюкоза; 3)и-РНК; 4)рибоза
13.В состав каких органоидов не входят молекулы ДНК?
1)хромосом; 2)рибосом; 3)хлоропластов; 4)митохондрий
14.Какой органоид клетки обеспечивает распад сложных органических веществ?
1)ЭПС; 2)вакуоль; 3)рибосома; 4)лизосома
15.В каком органоиде происходит синтез всех видов РНК?
1)в цитоплазме; 2)в ЭПС; 3)в ядре; 4)в рибосомах
16.Какой из организмов не имеет оформленного ядра?
1)споровики; 2)синезеленые водоросли; 3)пеницилл; 4)хламидомонада
17.В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
органоид
ткань
Митохондрия
…………………………………..
рибосома
Железистый эпителий
На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)кровь; 2)нервная; 3)мышечная; 4)костная
18. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
Структура  белка
Химические связи
…………………………..
пептидная
вторичная
водородная
На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)третичная; 2)первичная; 3)четвертичная; 4)нет правильного ответа
19.  В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
Этап энергетического обмена
Место протекания
Гликолиз
…………………….
Клеточное дыхание
митохондрии
На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)цитоплазма; 2)рибосома; 3)ядро; 4)пищеварительная система
20. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь
Химический элемент
Молекула
магний
хлорофилл
железо
…………………
На место пропуска в этой таблице следует вписать: 1)гемоглобин; 2)инсулин; 3)соматотропин; 4)тирокси
Часть В:  1.Аппарат Гольджи в клетке участвует в следующих процессах:
1)синтез углеводов; 2)расщепление белков; 3)преобразование синтезированных веществ; 4)образование лизосом; 5)вынос веществ из клетки; 6)гидролиз липидов.
2. Вставьте в текст «Питание» пропущенные термины из предложенных, используя для этого цифровые обозначения (напротив буквы поставьте цифру)
                                                Питание.
По способу получения органических веществ  все организмы делят на  ………… (А) и ………..(Б).  Первые способны самостоятельно синтезировать необходимые им вещества либо за счет энергии Солнца - ………..(В), либо за счет энергии, выделяющейся при окислении неорганических веществ - ………….(Г). Вторые могут быть  сапротрофами, …………(Д)  и  …………(Г).
Термины: 1)голозои;  2)анаэробы;  3)фототрофы;  4)паразиты;  5)гетеротрофы;  6)аэробы;  7)хемотрофы;  8)автотрофы;  9)конкуренты.
3.Задание тоже.
                                                 Обмен веществ.
Образование энергии и новых органических веществ в организме происходит в процессе ……..(А). В нем различают  ……..(Б) и пластический обмены. Основой первого является процесс ………(В)  сложных органических веществ, в результате чего выделяется энергия, запасающаяся в виде ……..(Г). Пластический обмен направлен  на  …………(Д)  сложных органических веществ,  …….. (Е)  для данного организма.
Термины:  1)АТФ;  2)пластический;  3)метаболизм;  4)синтез;  5)информационный;  6)энергетический;  7)углекислый газ;  8)окисление;  9)специфичные.
4. Прочитайте предложенный текст «Свойства генетического кода» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
               Свойства генетического кода.
1.В настоящее время генетический код расшифрован частично, стали известны его следующие свойства, которые перечислены ниже. 2.Избыточность, т.е.многим аминокислотам соответствует не один, а два, четыре или шесть различных триплетов. 3.Наличие бессмысленных триплетов- это три нуклеотида, которые не кодируют аминокислоты, а указывают начало или конец нуклеотида. 4.Специфичность- один нуклеотид всегда обозначает только одну единственную аминокислоту. 5.Универсальность, т.е. для всех живых организмов, от бактерий до человека, кодоны ДНК передаются в виде кодонов и-РНК.
Часть С:  Реализуйте наследственную информацию в процессе биосинтеза белка:
 если одна цепь ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: -Г-Г-А-А-Ц-Т-Ц-А-Т-Ц-Т-Г-
Какую последовательность нуклеотидов будет иметь 2-ая цепь ДНК?(запишите)
На  2-ой цепи ДНК  идет синтез   и-РНК (укажите последовательность нуклеотидов  в  и-РНК)
Выделите триплеты  и-РНК. Используя таблицу генетического кода, определите - какие аминокислоты кодируются данными кодонами?
Обозначьте: белок, ген, процессы транскрипции и трансляции.
Запишите определения: транскрипция и трансляция.

Комментариев нет:

Отправить комментарий