Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится
3 часа (180 минут ). Работа состоит из 3 частей , включающих 50 заданий .
Часть 1 включает 36 заданий (А1–А36). К каждому заданию
приводится 4 варианта ответа , один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (B1–B8): 3 – с выбором трёх верных
ответов из шести, 3 – на соответствие , 2 – на установление
последовательности биологических процессов, явлений , объектов .
Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом ( С1–С6).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты
ответа , если они имеются . Отвечайте только после того , как вы поняли
вопрос и проанализировали все варианты ответа .
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если
какое- то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и
постарайтесь выполнить те , в ответах на которые вы уверены .
К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется
время .
За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного
до трёх баллов . Баллы , полученные вами за выполненные задания,
суммируются . Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и
набрать наибольшее количество баллов .
Желаем успеха !
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится
3 часа (180 минут ). Работа состоит из 3 частей , включающих 50 заданий .
Часть 1 включает 36 заданий (А1–А36). К каждому заданию
приводится 4 варианта ответа , один из которых верный.
Часть 2 содержит 8 заданий (B1–B8): 3 – с выбором трёх верных
ответов из шести, 3 – на соответствие , 2 – на установление
последовательности биологических процессов, явлений , объектов .
Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом ( С1–С6).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты
ответа , если они имеются . Отвечайте только после того , как вы поняли
вопрос и проанализировали все варианты ответа .
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если
какое- то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и
постарайтесь выполнить те , в ответах на которые вы уверены .
К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется
время .
За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного
до трёх баллов . Баллы , полученные вами за выполненные задания,
суммируются . Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и
набрать наибольшее количество баллов .
Желаем успеха !
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А36) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1 |
Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют
1) | генеалогическим |
2) | близнецовым |
3) | гибридологическим |
4) | цитогенетическим |
A2 |
Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию
1) | защитную |
2) | каталитическую |
3) | аккумулятора энергии |
4) | транспорта веществ |
A3 |
Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется
1) | плазматической мембраной |
2) | эндоплазматической сетью |
3) | ядерной оболочкой |
4) | цитоплазмой |
A4 |
Хроматиды – это
1) | две субъединицы хромосомы делящейся клетки |
2) | участки хромосомы в неделящейся клетке |
3) | кольцевые молекулы ДНК |
4) | две цепи одной молекулы ДНК |
A5 |
Организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания, называют
1) | аэробами |
2) | анаэробами |
3) | гетеротрофами |
4) | автотрофами |
A6 |
При партеногенезе организм развивается из
1) | зиготы |
2) | неоплодотворенной яйцеклетки |
3) | соматической клетки |
4) | вегетативной клетки |
A7 |
Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?
1) | один |
2) | два |
3) | три |
4) | четыре |
A8 |
При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?
1) | АА х аа; |
2) | Аа х АА; |
3) | Аа х Аа; |
4) | АА х АА. |
A9 |
Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,
1) | носит обратимый характер |
2) | передаётся по наследству |
3) | носит массовый характер |
4) | не связана с изменениями хромосом |
A10 |
Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе
1) | сапротрофов |
2) | паразитов |
3) | автотрофов |
4) | симбионтов |
A11 |
Плод покрытосеменных образуется из
1) | семязачатков |
2) | завязи пестика |
3) | околоплодника |
4) | пыльцевых зёрен |
A12 |
Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют
1) | проводящей системы |
2) | цветков и плодов |
3) | хлоропластов в клетках |
4) | эпидермиса с устьицами |
A13 |
Размножение малярийного паразита в крови человека происходит в
1) | лейкоцитах |
2) | эритроцитах |
3) | тромбоцитах |
4) | лимфоцитах |
A14 |
Признак приспособленности птиц к полету –
1) | появление четырехкамерного сердца |
2) | образование роговых щитков на ногах |
3) | наличие полых костей |
4) | наличие копчиковой железы |
A15 |
Артериальная кровь у человека превращается в венозную в
1) | печеночной вене |
2) | лимфатических сосудах |
3) | капиллярах малого круга кровообращения |
4) | капиллярах большого круга кровообращения |
A16 |
Череп человека отличается от черепа других млекопитающих
1) | наличием подвижного сочленения верхней и нижней челюсти |
2) | преобладанием мозгового отдела черепа над лицевым |
3) | наличием швов между костями мозгового отдела |
4) | особенностью строения костной ткани |
A17 |
В свёртывании крови участвуют
1) | эритроциты |
2) | лимфоциты |
3) | лейкоциты |
4) | тромбоциты |
A18 |
При умственной работе в клетках мозга человека усиливается
1) | образование гликогена |
2) | накопление инсулина |
3) | энергетический обмен |
4) | пластический обмен |
A19 |
При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц
1) | изменяющих кривизну хрусталика |
2) | верхних и нижних век |
3) | регулирующих размер зрачка |
4) | изменяющих объем глазного яблока |
A20 |
Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
1) | географическому |
2) | генетическому |
3) | морфологическому |
4) | экологическому |
A21 |
Пример внутривидовой борьбы за существование -
1) | соперничество самцов из-за самки |
2) | “борьба с засухой” растений пустыни |
3) | сражение хищника с жертвой |
4) | поедание птицами плодов и семян |
A22 |
Приспособленность организмов к среде обитания – результат
1) | стремления особей к самоусовершенствованию |
2) | проявления конвергенции |
3) | методического отбора |
4) | взаимодействия движущих сил эволюции |
A23 |
У человека в связи с прямохождением
1) | сформировался свод стопы |
2) | когти превратились в ногти |
3) | срослись фаланги пальцев стопы |
4) | большой палец противопоставляется остальным |
A24 |
К абиотическим факторам среды относят
1) | подрывание кабанами корней |
2) | нашествие саранчи |
3) | образование колоний птиц |
4) | обильный снегопад |
A25 |
Причинами смены одного биогеоценоза другим являются
1) | сезонные изменения в природе |
2) | изменения погодных условий |
3) | колебания численности популяций одного вида |
4) | изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов |
A26 |
Необходимое условие устойчивого развития биосферы –
1) | создание искусственных агроценозов |
2) | сокращение численности хищных животных |
3) | развитие промышленности с учётом экологических закономерностей |
4) | уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур |
A27 |
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 10% от общего числа. Сколько нуклеотидов с аденином в этой молекуле?
1) | 10% |
2) | 20% |
3) | 40% |
4) | 90% |
A28 |
Матрицей для трансляции служит молекула
1) | тРНК |
2) | ДНК |
3) | рРНК |
4) | иРНК |
A29 |
Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс
1) | митоза |
2) | мейоза |
3) | оплодотворения |
4) | опыления |
A30 |
Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа
1) | пар гомологичных хромосом |
2) | аллельных генов |
3) | доминантных генов |
4) | молекул ДНК в ядре клетки |
A31 |
Чистая линия растений – это потомство
1) | гетерозисных форм |
2) | одной самоопыляющейся особи |
3) | межсортового гибрида |
4) | двух гетерозиготных особей |
A32 |
Что представляет собой микориза?
1) | грибокорень |
2) | корневую систему растения |
3) | грибницу, распространившуюся в почве |
4) | нити гриба, образующие плодовое тело |
A33 |
Энергия, необходимая для мышечного сокращения, освобождается при
1) | расщеплении органических веществ в органах пищеварения |
2) | раздражении мышцы нервными импульсами |
3) | окислении органических веществ в мышцах |
4) | синтезе АТФ |
A34 |
Какой буквой на рисунке обозначен отдел мозга, в котором располагаются центры речи человека?
1) | А |
2) | Б |
3) | В |
4) | Г |
A35 |
Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции
1) | эмбриологических |
2) | палеонтологических |
3) | сравнительно-анатомических |
4) | биогеографических |
A36 |
Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации
1) | кислорода |
2) | углекислого газа |
3) | сернистого газа |
4) | паров воды |
Часть 2
Ответы к заданиям этой части записываются в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В8. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.
В заданиях В1 – В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
B1 |
Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют
1) | оформленное ядро |
2) | цитоплазму |
3) | митохондрии |
4) | плазматическую мембрану |
5) | гликокаликс |
6) | рибосомы |
Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трёх цифр).
B2 |
Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой,
1) | состоит из многоядерных волокон |
2) | состоит из вытянутых клеток с овальным ядром |
3) | обладает большей скоростью и энергией сокращения |
4) | составляет основу скелетной мускулатуры |
5) | располагается в стенках внутренних органов |
6) | сокращается медленно, ритмично, непроизвольно |
Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трёх цифр).
B3 |
К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) | остаток третьего века у человека |
2) | отпечатки растений на пластах каменного угля |
3) | окаменевшие остатки папоротников |
4) | рождение людей с густым волосяным покровом на теле |
5) | копчик в скелете человека |
6) | филогенетический ряд лошади |
Обведенные цифры запишите в бланк ответов в порядке возрастания (не более трёх цифр).
При выполнении заданий В4 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
B4 |
Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.
| ПРИЗНАК | | КЛАСС |
А) | оплодотворение внутреннее | 1) | Земноводные |
Б) | оплодотворение у большинства видов наружное | 2) | Пресмыкающиеся |
В) | непрямое развитие | | |
Г) | размножение и развитие происходит на суше | | |
Д) | тонкая кожа, покрытая слизью | | |
Е) | яйца с большим запасом питательных веществ | | |
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
B5 |
Установите соответствие между процессом пищеварения и отделом пищеварительного канала, в котором он протекает.
| ПРОЦЕСС ПИЩЕВАРЕНИЯ | | ОТДЕЛ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО КАНАЛА |
А) | обработка пищевой массы желчью | 1) | желудок |
Б) | первичное расщепление белков | 2) | тонкая кишка |
В) | интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками | 3) | толстая кишка |
Г) | расщепление клетчатки | | |
Д) | завершение расщепления белков, углеводов, жиров | | |
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
B6 |
Установите соответствие между характеристикой мутации и ее типом.
| ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАЦИИ | | ТИПЫ МУТАЦИЙ |
А) | включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК | 1) 2) | хромосомные генные |
Б) | кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке | 3) | геномные |
В) | нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка | | |
Г) | поворот участка хромосомы на 180о | | |
Д) | уменьшение числа хромосом в соматической клетке | | |
Е) | обмен участками негомологичных хромосом | | |
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
При выполнении заданий В7 – В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
B7 |
Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.
А) | семейство Волчьи (Псовые) |
Б) | класс Млекопитающие |
В) | вид Обыкновенная лисица |
Г) | отряд Хищные |
Д) | тип Хордовые |
Е) | род Лисица |
| | | | | |
B8 |
Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК.
А) | раскручивание спирали молекулы |
Б) | воздействие ферментов на молекулу |
В) | отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК |
Г) | присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов |
Д) | образование двух молекул ДНК из одной |
| | | | |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 - С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2 – С6 – полный развёрнутый ответ.
Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.
C2 |
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
C3 |
Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
C4 |
Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.
C5 |
В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
C6 |
При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
Ответы к заданиям демонстрационного варианта по биологии
Часть 1
За верное выполнение заданий А1 – А36 выставляется 1 балл.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 4 | А13 | 2 | А25 | 4 |
А2 | 3 | А14 | 3 | А26 | 3 |
А3 | 1 | А15 | 4 | А27 | 3 |
А4 | 1 | А16 | 2 | А28 | 4 |
А5 | 1 | А17 | 4 | А29 | 2 |
А6 | 2 | А18 | 3 | А30 | 1 |
А7 | 4 | А19 | 1 | А31 | 2 |
А8 | 3 | А20 | 3 | А32 | 1 |
А9 | 2 | А21 | 1 | А33 | 3 |
А10 | 1 | А22 | 4 | А34 | 4 |
А11 | 2 | А23 | 1 | А35 | 3 |
А12 | 2 | А24 | 4 | А36 | 2 |
Часть 2
За верное выполнение заданий В1 – В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задания В7 – В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.
№ задания | Ответ |
В1 | 246 |
В2 | 256 |
В3 | 236 |
В4 | 211212 |
В5 | 21232 |
В6 | 232131 |
В7 | ВЕАГБД |
В8 | БАВГД |
Часть 3
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0» .
C1 |
Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство; 2) травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно. | |
Ответ включает 2 названные выше элемента, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
C2 |
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2 – среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи; 2) 3 – по типу питания среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла); 3) 4 – клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы. | |
В ответе указаны и исправлены все три ошибки | 3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них | 2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2-3 ошибки, но исправлена 1 из них | 1 |
Ошибки не указаны, ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не исправлена ни одна из них | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C3 |
Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве. | |
Ответ включает не менее 3-х элементов (особенности и их обоснование), не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C4 |
Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; 2) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания; 3) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы. | |
Ответ включает все названные выше элементы (изменения и их обоснования), не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C5 |
В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 тРНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот; 2) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов; 3) количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 х 3 = 90. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C6 |
При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает: 1) генотипы родителей: пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB и Ab); зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb); 2) генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb; 3) соотношение генотипов и фенотипов в F1: пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB : 2 AaBb пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий