Подавляющее большинство ошибок, допускаемых учащимися, связано с невыполнением простых правил, которые они должны усвоить из курса генетики. К этим правилам относятся следующие:
– нормальная пигментация,
– альбинизм.
- Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.
- Одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую (другой аллельный ген) – от матери.
- Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
- Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное (это следует из закона независимого наследования).
Кроме того, для успешного решения задач по генетике следует уметь выполнять некоторые несложные операции и использовать методические приемы, которые приводятся ниже.
Прежде всего необходимо внимательно изучить условие задачи. Даже те учащиеся, которые хорошо знают закономерности наследования и успешно решают генетические задачи, часто допускают грубые ошибки, причинами которых является невнимательное или неправильное прочтение условия.
Следующим этапом является определение типа задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Кроме того, необходимо учитывать, связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцепленно или независимо наследуется пара признаков. Относительно последнего могут быть прямые указания в условии. Также, свидетельством о сцепленном наследовании может являться соотношение классов с разными фенотипами в потомстве.
Для облегчения решения можно записать схему брака (скрещивания) на черновике, отмечая фенотипы и генотипы особей, известных по условию задачи, а затем начать выполнение операций по выяснению неизвестных генотипов. Для удобства неизвестные гены на черновике можно обозначать значками *, _ или ?.
Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач. При этом решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготны и их генотип по этому признаку однозначен –
.
Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным (
) или гетерозиготным ( ).
Задача 1-1
У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на женщине с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.
Решение
– альбинизм.
- Запись схемы брака по фенотипам (на черновике)
Р ♀ × ♂ нормальная
пигментацияальбинос F1 альбинос нормальная
пигментация - Выяснение и запись генотипов, известных по условию задачи
Генотип особи с рецессивным признаком известен – . Особь с доминантным признаком имеет генотип :
Р ♀
норма× ♂
альбиносF1
альбинос
норма - Определение генотипов организмов по генотипам родителей и потомков
- Генотип мужчины и ребенка альбиносов – , так как оба они несут рецессивный признак.
- Женщина и здоровый ребенок имеют в своем генотипе доминантный ген , потому что у них проявляется доминантный признак.
- Генотип ребенка с нормальной пигментацией – , поскольку его отец гомозиготен по рецессиву ( ) и мог передать ему только ген .
- Один из детей имеет генотип . Один аллельный ген ребенок получает от матери, а другой от отца. Поэтому мать должна нести рецессивный ген . Ее генотип – .
- Запись хода рассуждений по выяснению генотипов и схемы брака в чистовик
Р ♀
норма× ♂
альбиносгаметы F1
альбинос
50%
норма
50%
Ответ
Генотип мужа – , жены – , ребенка с нормальной пигментацией – , ребенка-альбиноса – .
Комментариев нет:
Отправить комментарий